в Тверской области в 2023 -2024 учебном году реализуется региональный проект "Что такое хорошо и что такое плохо". Проект реализуется в целях формирования у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Участие детей в этом проекте формирует у них представления о хороших и плохих поступках и их последствиях; умения оценивать свои поступки и поступки других людей; чувство товарищества, доброты, сочувствия и отзывчивости, уважения к старшим, ответственность.
Содержание проекта включает в себя: беседы с детьми на моральные темы, чтение художественных произведений с последующим их анализом, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества, прослушивание (заучивание) песен о дружбе, продуктивные виды деятельности (рисование).
1) Линия «Человек среди людей»
Сентябрь
Беседа: «Моя семья», «Детский сад – мой второй дом», «Я – мальчик, я - девочка», «Тело человека» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений:
С. Михалков «Будь человеком», А. Барто «Я расту», М. Ефремов «Тело человека» и др.
2) Линия «Человек в культуре»
Октябрь
Беседа: «Наша родина - Россия», «Природа нашей родины», «Праздники, которые мы любим» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
П. Воронько «Лучше нет родного края», Т. Бокова «Родина», Е. Кисляков «Россия – моя Родина», М. Пришвин «Моя Родина» и др.
3) Линия «Забота о взрослых людях и братьях наших меньших»
Ноябрь
Беседа: «Что такое забота», «Как дети могут проявлять заботу о взрослых», «Почему животные нуждаются в заботе» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
К. Чуковский «Доктор Айболит», П. Ершов «Конек - Горбунок», М. Пляцковский «Как ослик учился уважать старших», Е. Благинина «Посидим в тишине» И. Солнышко «Мамина помощница» и др.
4) Линия «О добре и зле»
Декабрь
Беседа: «Хорошие и плохие поступки», «Полезные и вредные привычки», «Зачем нужны вежливые слова» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Кошкин дом», В. Осеева «Плохо» и др.
5) Линия «Детям о радости за чужие успехи и зависти»
Январь
Беседа: «Что такое зависть», «Чем вредит людям зависть», «Как играют воспитанные дети», «Почему важно радоваться успехам других» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
Русская народная сказка «Морозко», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Т. Ломбина «Капитан», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком», С. Михалков, М. Пляцковский, С. Прокофьева «Сказки о зависти» и др.
6) Линия «Детям о трудолюбии»
Февраль
Беседа: «О профессиях», «О важности труда: без труда мы никуда», «Быть трудолюбивым важно», «Терпение и труд – все перетрут» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
С. Маршак «Кот и лодыри», А. Барто «Митяй - лентяй», В. Данько «Лень» и «Кающийся лентяй», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Сухомлинский «Бабашка и Петрик» и др.
7) Линия «Детям о щедрости и жадности»
Март
Беседа: «Почему важно делиться», «С каким человеком легко дружить», «Правила игры для воспитанных детей», «Глупость ссорится, а ум договаривается» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
Народная сказка «Два жадных медвежонка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Михалков, М. Пляцковский, Н. Немцова «Сказки о жадности», С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Кузнецова «Поссорились», Н. Дурова «Две подружки» и др.
8) Линия «Детям о честности и правдивости»
Апрель
Беседа: «Почему важно быть честным», «Правила игры для воспитанных детей», «Об умении держать слово», «Быть ответственным и справедливым» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
В. Осеева «Что легче», Т. Горская «Колин папа», Л. Толстой «Лгун», В. Драгунский «Тайное становится явным», Н. Носов «Клякса», М. Зощенко «Трусишка Вася» и др.
9) Линия «Детям о скромности»
Май
Беседа: «Кого называют скромным человеком», «Скромность и хвастливость», «Скромность и стеснительность» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Баруздин «Морской котик», С. Маршак «Мастер - ломастер», русская народная сказка «Колобок» и др.
10) Линия «Детям о чутком отношении к людям»
Июнь
Беседа: «Что такое доброта», «Что такое чуткость», «Почему к людям нужно относиться чутко», «О бабушках и дедушках» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеева «Навестила», В. Осеева «Просто старушка», М. Пляцковский «Помощник», В. Осеева «Печенье» и др.
11) Линия «Дружба крепкая»
Июль
Беседа: «Что такое дружба», «Зачем нужны друзья», «Что значит быть хорошим другом» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений
Л. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Е. Кошевой «Мой сын», А. Митта «Шарик в окошке», Б. Заходер «Мы - друзья», М. Пляцковский «Урок дружбы» и др.
12) Линия «Дорогою добра»
Август
Беседа: «Что бы ты сделал для людей, если бы у тебя была волшебная палочка»
Чтение и последующий анализ художественных произведений
А.Н. Афанасьев «Волшебное кольцо», М. Пляцковский «Если добрый ты», В. Катаев «Цветик - семицветик» и др. |